Мастер-класс на тему
«Методы и приемы развития
исследовательской деятельности на уроках географии».
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
1.
Вступление. Постановка
целей и задач.
География как учебная
дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие
качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи,
склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания
всех обучающихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать,
обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало
необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной
школе.
Как же это воплотить
практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса:
познакомить с методами и приемами развития исследовательской деятельности
обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами
вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Задачей данного мастер-класса является показать,
насколько широко и интересно можно продемонстрировать обучающимся учебный
материал с помощью интерактивных технологий.
2.
Метод «Поздоровайся глазами»
Начать урок можно
необычно, предложив ученикам поздороваться глазами. Это один из активных приемов. Цель –
положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги,
давайте, мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения. Сейчас я с каждым
из вас поздороваюсь. Но сделаю это не словами, а молча, глазами. При этом
постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Спасибо!
3. Метод ассоциативного ряда.
В курсе географии мира очень часто перед нами стоит
задача изучить
экономические, социальные и культурные особенности того или иного государства.
На помощь нам может прийти метод ассоциаций. Попробуем воплотить это
практически.
- Я предлагаю вам,
уважаемые участники, посетить турагенство «Вокруг света» и в рамках
реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
- Итак, добро
пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в
каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.
- Представьте себя
жителями, например ЮАР, которые, выбирая маршрут для туристической
поездки, увидели рекламный проспект о стране с незнакомым названием «Россия».
- Что могло удивить
вас – жителей Южной Африки, - в рекламном проспекте об этой стране?
Образ России для иностранца – это что? Что вы видите?
(Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть)
- Молодцы. Спасибо. Данное упражнение помогает
обучающимся сразу выделить характерные особенности и усвоить их путем
ассоциаций.
4.
Метод «Где логика?»
Один древний философ не
уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды...»
Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро. Я
предлагаю вам провести мозговой штурм на знание визитных карточек стран.
- Внимание на экран: о
какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
1. Франция.
2. США.
3. Германия.
4. Турция.
Данный метод можно
использовать на уроках обобщения и систематизации знаний, когда у обучающихся
есть общие представления о том или ином государстве.
-Вернемся в наше
агентство.
5.
Метод «Евротур»
Вы, наверное, слышали,
что «риск — благородное дело»?
Наше агентство готово
предложить три варианта тура. Пожалуйста, разделитесь на 3 команды. Вам выпал шанс
совершить путешествие в три страны одновременно. Я предлагаю вам комплект из
шести достопримечательностей. В каждом комплекте по три страны: Франция, Италия
и Германия. Вам нужно выбрать по одной фотографии из каждого государства и
объяснить свой выбор. (Участники вытаскивают фотографии, таким образом, формируется три
группы)
Такой прием «Выбор» используется при делении класса
на исследовательские группы. А также, данный вид работы способствует
социализации обучающихся.
-Вы успешно справились с данным
этапом.
6.
Метод «Распутай головоломку»
А теперь я предлагаю вам
заключительное задание. В нашем бюро путевок упал шкаф, и теперь перепутались
рекламные буклеты и направления. Давайте разделимся на две группы, и, прочитав
буклет, соберем пазл и определим название страны. (Каждой команде дается по
комплекту пазлов герба и флага страны, а также буклет. Участникам необходимо
сопоставить факты и картинку, а затем - назвать страну)
- данный метод дедукции
позволяет нам развивать логику, творческое мышление и воображение обучающихся.
-Спасибо! Вы справились с
заданием.
5. Рефлексия.
Прием «Микрофон»
- Какую бы
из стран Вы посетили? Почему?
- Информация о какой стране была для Вас наиболее
интересной?
-Воспользовались ли бы Вы услугами нашего
туристического агенства?
Таким образом, мы видим,
насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной,
поучительной науки ГЕОГРАФИИ.
Спасибо за внимание!