пятница, 8 июня 2018 г.

Мастер-класс на тему: «Методы и приемы развития исследовательской деятельности на уроках географии"


Мастер-класс на тему
«Методы и приемы   развития исследовательской деятельности на уроках географии».


“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.

1.     Вступление. Постановка целей и задач.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех обучающихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Задачей данного мастер-класса является показать, насколько широко и интересно можно продемонстрировать обучающимся учебный материал с помощью интерактивных технологий.
2.     Метод «Поздоровайся глазами»
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.  Это один из активных приемов. Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте, мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но сделаю это не словами, а молча, глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Спасибо!
3.     Метод ассоциативного ряда.
В курсе географии мира очень часто перед нами стоит задача изучить экономические, социальные и культурные особенности того или иного государства. На помощь нам может прийти метод ассоциаций. Попробуем воплотить это практически.
- Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагенство  «Вокруг света» и в рамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
- Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.
- Представьте себя жителями, например ЮАР, которые, выбирая маршрут  для туристической поездки, увидели рекламный проспект о стране с незнакомым названием «Россия».
- Что могло  удивить вас – жителей Южной Африки, -  в  рекламном проспекте об этой стране? Образ России  для иностранца – это что? Что вы видите?
(Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть)
- Молодцы. Спасибо. Данное упражнение помогает обучающимся сразу выделить характерные особенности и усвоить их путем ассоциаций.
4.     Метод «Где логика?»
Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды...» Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро. Я предлагаю вам провести мозговой штурм на знание визитных карточек стран.
- Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
1. Франция.
2. США.
3. Германия.
4. Турция.
Данный метод можно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний, когда у обучающихся есть общие представления о том или ином государстве.
-Вернемся в наше агентство.
5.     Метод «Евротур»
Вы, наверное, слышали, что «риск — благородное дело»?
Наше агентство готово предложить три варианта тура. Пожалуйста, разделитесь на 3 команды. Вам выпал шанс совершить путешествие в три страны одновременно. Я предлагаю вам комплект из шести достопримечательностей. В каждом комплекте по три страны: Франция, Италия и Германия. Вам нужно выбрать по одной фотографии из каждого государства и объяснить свой выбор. (Участники вытаскивают фотографии, таким образом, формируется три группы)
Такой прием «Выбор» используется при делении класса на исследовательские группы. А также, данный вид работы способствует социализации обучающихся.

-Вы успешно справились с данным этапом.
6.     Метод «Распутай головоломку»
А теперь я предлагаю вам заключительное задание. В нашем бюро путевок упал шкаф, и теперь перепутались рекламные буклеты и направления. Давайте разделимся на две группы, и, прочитав буклет, соберем пазл и определим название страны. (Каждой команде дается по комплекту пазлов герба и флага страны, а также буклет. Участникам необходимо сопоставить факты и картинку, а затем - назвать страну)
- данный метод дедукции позволяет нам развивать логику, творческое мышление и воображение обучающихся.
-Спасибо! Вы справились с заданием.
5. Рефлексия.
             Прием «Микрофон»
-  Какую бы из стран Вы посетили?  Почему?
- Информация о какой стране была для Вас наиболее интересной?
-Воспользовались ли бы Вы услугами нашего туристического агенства?
Таким образом, мы видим, насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ.
Спасибо за внимание!